Бережливая поликлиника

О проекте

Проект «Бережливая поликлиника» или «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь населению»: что это такое и почему его внедряют в ЛПУ?

Длинные очереди в регистратуру, а затем в кабинет врача – первая причина негатива пациентов и испорченной репутации медучреждения, низкое качество медпомощи, частые жалобы пациентов на недоброжелательное отношение медперсонала, самые главные предпосылки к внедрению проекта «Бережливая поликлиника», который с 2016 года реализуется в России.
С его помощью власти планируют повысить эффективность работы поликлиник и улучшить качество предоставляемой медицинской помощи. А, главное, сделать приём больного максимально комфортным и быстрым.

О проекте «Бережливая поликлиника»

Проект реализуют Министерство здравоохранения РФ и госкорпорация «Росатом». Он направлен на повышение эффективности работы лечебно-профилактических учреждений и общей доступности медицинской помощи в 39 регионах страны.
Пилотный проект «Бережливая поликлиника» запустили в Ярославле, Севастополе и Калининграде. Его цель – оптимизировать деятельность лечебного учреждения на различных уровнях.
Суть проекта – перестройка ряда процессов: изменение принципа работы регистратуры, установка современного оборудования, организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В основе проекта лежит японский метод Кайдзен. Японская философия фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработке вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
Планируется, что систему внедрят во всех поликлиниках страны к 2023 году. Основная цель новшества – повысить уровень удовлетворённости пациентов качеством оказания медицинской помощи участковым врачом до 60 % к 2020 году и до 70 % к 2022 году. Всего к 2022 году в проекте примут участие около 2 тысяч медицинских учреждений.
В первую очередь в ЛПУ выявляются самые слабые и болезненные места, в соответствии с этим предлагаются пути решения:
распределяется нагрузка между врачами и средним медицинским персоналом; оптимизируется внутренняя логистика поликлиники, потоки пациентов распределяются; сокращается количество бумажной документации, учреждение переходит на электронный документооборот;
соблюдаются нормативы времени приёма пациента, организуется диспансеризация и проф.осмотр на принципе непрерывного потока пациентов.

Чем завершилась пилотная серия проекта?

После подведения итогов выяснилось, что ожидание своей очереди в регистратуре сократилось в 4 раза, а время у кабинета врача – в 8 раз. Также в поликлиники, где начали реализовывать пилотный проект, россияне стали быстрее дозваниваться, а врач стал уделять пациенту больше времени. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время проект «Бережливая поликлиника» работает в 40 регионах России в 301 медицинском учреждении. Пациентам стало удобнее находиться в поликлиниках, за медицинской помощью чаще обращаются люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в инвалидных колясках. Люди стали быстрее проходить профилактические осмотры и диспансеризацию.

Плюсы и минусы проекта

У проекта «Бережливая поликлиника» есть как положительные, так и отрицательные моменты. Так, к плюсам после внедрения проекта в ЛПУ можно отнести: снижение себестоимости и точки безубыточности, устранение скрытых потерь; увеличение оборачиваемости средств и запасов; сокращение партий запасов и незавершенных услуг (замороженных средств);
уменьшение времени операций и повышение производительности труда; уменьшение жалоб и претензий, повышение качества и удовлетворенности потребителей;
уменьшение простоев и поломок медицинского оборудования;
вовлечение персонала в усовершенствование;
повышение гибкости производства и расширение линейки медицинских услуг (на том же оборудовании);
высвобождение пространства, оптимизация использования производственных площадей и площадей складов;
дисциплина и чистота на рабочих местах (в кабинетах и в офисах);
уменьшение «времени цикла», т.е. от начала до конца медицинская услуга выполняется быстрее или пациент обслуживается быстрее.

Помимо очевидных плюсов у проекта есть и минусы.

Чаще всего в ЛПУ существует дефицит кадров, на который оптимизация не всегда в состоянии повлиять.
Если ваши сотрудники больше времени тратят на заполнение бумаг, а не на работу с пациентом, если к вам регулярно поступают жалобы от пациентов на огромные очереди и невозможность попасть к какому-либо врачу, ЛПУ поможет внедрение проекта «Бережливая поликлиника».
– Способность медицинской организации к своевременному и гибкому реагированию на запросы потребителей, к постоянному снижению непроизводственных издержек и устранению потерь в потоке создания ценности, становится необходимым условием их деятельности
– Внедряя концепцию бережливого производства, медицинские организации могут получить заметную экономию по всем статьям расходов и улучшить доступность и качество оказываемой медицинской помощи. Уже результативно функционирующая система менеджмента качества позволяет применять концепцию бережливого производства без каких-либо сложностей. Применение таких методов позволяет оперативно решать возникающие проблемы, предупреждать их появление, а иногда и опережать требования потребителей, тем самым быстро реагируя на какие-либо нововведения. Главное, что улучшения становятся непрерывными, постоянными.

Что пациенту важнее всего?

Для пациентов при выборе клиники важно отсутствие очередей и вежливые, внимательные медработники.
Понимание того, что хочет пациент и способность удовлетворить его запросы — это главное, что нужно для того, чтобы он обратился в нашу клинику и пришёл повторно, когда ему понадобится медицинская помощь в следующий раз. Наша цель сформировать положительный имидж медучреждения в глазах пациентов для повышения спроса на медицинские услуги, научиться взаимодействовать с пациентами разного эмоционального и психологического состояния во избежание конфликтов, уметь бороться с любым неблагоприятным эмоциональным состоянием медработников.
Забота о людях, благие намеренья власти и придуманная менеджерами реальная помощь медицине: бережливая поликлиника должна улучшить работу медицинских учреждений и обеспечить оптимальную доступность врачебной помощи для пациентов. Проект активно внедряется в медицинских учреждениях, поэтому можно оценить все плюсы и минусы перестройки первого этапа врачевания.

Методические материалы

Методические рекомендации

Нормативные документы

Лидеры проекта

Открытые проекты

Завершенные проекты

Совместная работа, сотрудничество

Новости и актуальная информация

Полезные ссылки

Cистема менеджмента сертифицирована Русским Регистром